Когда говорят об искусстве и Коммуне, первое имя, которое всплывает в памяти, — это имя Гюстава Курбэ.
Курбэ пользуется у нас в Советском союзе такой популярностью, как никакой другой иностранный художник прошлого. Эта популярность вполне заслужена и законна.
Но именно эта громкая и заслуженная популярность Курбэ обязывает к более углубленному и критическому усвоению его наследия. Между тем в нашей искусствоведческой литературе успел укрепиться иконописно — революционный облик Курбэ, как непримиримого и последовательного революционера, идеолога пролетариата или предпролетариата.
Такая трактовка Курбэ требует весьма значительных критических оговорок. Творчество Курбэ действительно принадлежит к наиболее приемлемому из того, что было создано в искусстве эпохи капитализма.
Но, принимая его, мы хорошо должны знать, что мы берем.